знайомство на тренінгу
Вправи на знайомство. Від того, яке враження складуть один про одного учасники, багато в чому залежить успіх тренінгу. Ось кілька порад, як правильно познайомити учасників. Форма представлення учасників залежить від тривалості тренінгу. Наприклад, якщо мова йде про п'ятиденний тренінг, знайомству учасників варто приділити підвищену увагу, але якщо тренінг займе півдня, процедура знайомства буде короткою. Деякі варіанти знайомств: 2. Попросіть учасників по черзі розповісти про себе в дусі “хто я і в що я вірю”. Це дозволить їм торкнутися своєї освіти, життєвого досвіду і висловити свою точку зору щодо теми тренінгу. 3. Розділіть учасників на пари. Нехай один з партнерів розповість про себе іншому, і навпаки. Потім попросіть кожного дати коротку характеристику особистісну партнера на підставі його розповіді. Цей метод дозволить дізнатися аудиторії про досягнення людини, про які він сам посоромився б розповісти. 4. Розробіть готову форму і попросіть учасників заповнити її. Форма може включати такі графи, як освіта, принципи, професійна діяльність і т Потім почепіть заповнені форми на стіну. 5. “Найбільше мені подобається. ” (або “Найбільше мені не подобається. ”, або те й інше). Попросіть усіх учасників закінчити цю фразу і додати кілька слів про себе в контексті того, що вони сказали. 6. “Що я найбільше хочу отримати від цього курсу і чому”. Відповівши на це питання, учасники висловлять свої особисті очікування і, швидше за все, пояснять, які обставини їх викликали. 7. “Чотири однакових відповіді”. Роздайте всім список, що містить різні варіанти хобі, інтересів, переконань і життєвих цінностей. Попросіть учасників підкреслити шість пунктів, з якими вони найбільш згодні, потім порівняти відповіді і знайти “однодумців” (коли збіглося не менше чотирьох варіантів). Це посприяє зближенню “споріднених душ” на самому початку курсу. 9. Малюємо плакат. Розділіть учасників на пари і запропонуйте розповісти один одному про свої життєві принципи (може бути, про щось ще, чим би вони не хотіли б ділитися з усією групою). Потім попросіть їх разом намалювати плакат, символічно зображує ту інформацію, якою вони поділилися. Нехай інші учасники спробують вгадати, кого зображує та чи інша частина малюнка. 10. Зробіть кілька миттєвих фотографій. Візьміть “поляроїд” і сфотографуйте всіх учасників (зрозуміло, з їх дозволу). Повісьте на стіну великий аркуш білого паперу і прикріпіть до нього фотографії. Потім попросіть кожного з присутніх визначити по фотографії принаймні одна позитивна якість хоча б однієї людини і записати поряд з фотографією. На наступних заняттях попросіть учасників розширити список позитивних рис (про негативні писати не треба). Учасники стають в коло. В центрі знаходиться ведучий. Ведучий повертається навколо себе, показує на будь-якого учасника і називає "орел", "слон" або "мавпа". Якщо ведучий назвав "орел", учасник, на якого він показав повинен зобразити дзьоб, два сусідніх учасника повинні зобразити крила. Якщо ведучий назвав "мавпа", учасник, на якого він показав повинен скорчити лице, два сусідніх учасника піднімають руки і чешуть пахви, як мавпи. Якщо ведучий назвав "слон", учасник, на якого він показав повинен зобразити хобот, два сусідніх учасника повинні зобразити великі вуха. Якщо хтось з учасників забув показати свій символ чи показав символ не того тваринного, він стає провідним. Ведучий ділить учасників на "перший-другий". Перші номери утворюють внутрішній коло, другі номери-зовнішнє коло, стоячи обличчям один до одного. Ведучий дає команди учасникам, які необхідно виконати мовчки руками у створених парах: привітатися, поборотися руками, помиритися руками, висловити підтримку, пожаліти руками, висловити радість, побажати удачу, попрощатися. ПО команді ведучого учасники зовнішнього кола переходять за годинниковою стрілкою до інших учасників внутрішнього кола. Учасники поділяються на 2 частини. Перша частина повинна стукати по підлозі ногами, друга частина - плескає в долоні. По команді ведучого учасники починають плескати в долоні і стукати ногами. Коли ведучий піднімає руку вгору, учасники ляскають і стукати голосно, коли опускає руку-учасники стукають тихо. Учасники поділяються на 2 команди. Кожна команда шикується в шеренгу в потилицю один до одного, кладе руки на плечі людині, що стоїть попереду і бере за гомілку праву ногу цієї ж людини. Завдання команд-якомога швидше, не розваливши шеренги добігти до фінішної межі і повернутися до старту. Всі стають в коло. Тренер каже: "Я буду говорити 2 слова: карлики або велетні. Якщо я скажу-Карлики, то ви всі повинні сісти, якщо велетні-то встати. Я можу вас плутати і називати інші слова. Якщо хтось переплутає і встане або сяде не вчасно, він виходить з гри. Всі стають в коло, витягають праву руку і беруть першу-ліпшу руку, витягають ліву руку і беруть нею вільну руку. Учасники утворюють заплутане коло. Необхідно розплутатися, не розриваючи рук. Учасники поділяються на пари. Другий учасник бере за пояс першого і прикріплює собі ззаду паперовий хвіст на скотч. По команді ведучого перший учасник намагається зірвати хвости з інших учасників, а другий намагається увернутися. Учасники не можуть розчіплюватися з пари. Та пара, у якої відірвали хвіст, виходить з гри. Герої Ведучий: "Прошу всіх стати в коло і повернутися в потилицю один до одного" Візьміть по листочку і напишіть на ньому ім'я якогось відомого героя кіно. Приклейте листок на спину людині, що стоїть попереду. Завдання кожного учасника - визначити за допомогою закритих питань, чиє ім'я написано у нього за спиною. Ведучий говорить першій парі людей: "Станьте обличчям до обличчя і візьміться за руки. Ваші руки утворили коло. Ви повинні спіймати в коло кожного з учасників. Спійманий стає ще одним сектором кола. Наступного ви ловите вже втрьох і т.д. Дві групи учасників стають навпроти один одного у протилежних стін кімнати. Це кораблі, які йдуть назустріч один одному з закритими очима і витягнутими вперед руками. Їх завдання - зістикуватися, тобто взяти в замок руки члена протилежної корабля. 2 інших учасника-космонавти, які стоять у протилежних стін. За допомогою словесних команд космонавти управляють кораблями і намагаються їх зістикувати. Учасники стоять у колі, опустивши голови вниз, і не дивлячись один на одного. Завдання групи - називати по порядку натуральні числа, намагаючись дістатися до самого великого, не зробивши помилок. 3. якщо потрібне число буде названо вголос двома або більш гравцями, провідний вимагає знову починати з одиниці. Загальною метою групи стає збільшення досягнутого числа при зменшенні кількості спроб. За сигналом “стоп” ведучий називає те, що повинні виконувати учасники. Наприклад, "Лікоть до ліктя", або "П'ятка до п'яти", або "Рукав до рукава". Всі знаходять пари і виконують завдання. Імпульс-потиск руки, яка повинна передаватися від учасника до учасника. Завдання ведучого-зловити імпульс у процесі його передачі від відправника до одержувача. Той учасник, у якого ведучий зловить імпульс, сам стає ведучим. ”Через пару хвилин ми з вами влаштуємо східний ринок. Але попередньо треба підготуватися. Кожен отримує аркуш паперу. Складіть його навпіл по горизонталі і порвіть на дві половинки. Ці половинки в свою чергу теж згинайте і розривайте ще на дві половинки. Разом у вас чотири половинки. Тепер кожну з них знову розривайте навпіл. Всього у кожного з вас вийшло 8 половинок. На кожній з цих восьмушок розбірливо напишіть своє ім'я і кожну записку складіть текстом всередину кілька разів, щоб не було видно вашого імені. Підготовлені записки складаємо на цей стіл. Перемішати гірку записок. Протягом наступних 5 хвилин вам доведеться вмовляннями, суперечками, обміном знайти і повернути собі всі вісім листочків з вашим ім'ям. Перші два покупці, яким вдасться швидше за всіх придбати дорогий товар будуть вважатися переможцями “. Всі учасники стоять у колі, опустивши голови вниз. За командою тренера вони одночасно піднімають голови. Їх завдання - зустрітися з кимось поглядом. Та пара гравців, якій це вдалося, залишає коло. Група вибирає 2-х чоловік, які будуть виконувати ролі кози і вовка. Інша група-козенята. До козенятам приходить вовк і коза, просять пустити їх додому. Завдання козенят пустити козу і не пустити вовка. Учасникам роздаються ролі. "Козенята" не знають, хто з учасників "вовк", а хто "коза". Потім проводимо обговорення про те, що впливає на переконливість мови. Інструкція: Розділіть на дві групи. Тренер дає кожному гравцеві першої та другої групи назва певного звіра так, щоб кожен звір у групі був в одному екземплярі. Нехай обидві групи встануть і об'єднаються в одну групу. Нехай вони закриють очі і покружляють на місці, подаючи партнеру звук. характерний для того виду тварини, яку він зображує. Якщо один партнер знайшов собі пару, то вони повинні тихо відійти в сторону і чекати, поки всі інші "звірі" не знайдуть собі пари. Плутанина буде зменшуватися в міру того, як все більше число граючих буде знаходити свою пару. . Багато НДО проводять навчання, тренінги та семінари, зустрічі та заходи, що передбачають участь груп незнайомих між собою людей. Тематика навчання може відрізнятися за змістом: права людини, стійкий розвиток, розбудова громади, соціальне підприємництво, гендерна рівність, соціальна інклюзія, протидія насильству, вирішення конфліктів тощо. Водночас, загальною рисою тренінгів є використання інструментів неформального навчання: ігор, вправ, розв’язання практичних завдань та ситуацій, а також мінімальна кількість лекцій і теорій. Вправи, що використовують під час тренінгів, можна класифікувати залежно від їхніх цілей: криголами, розминки, комунікативні, тематичні, командоутворення, рефлексивні тощо. Ці вправи служать для представлення та знайомства учасників, налаштування членів групи на певний розумовий стан для майбутньої сесії. Вправи можуть варіюватися залежно від типу та тематики навчання, розмірів групи та ступеня знайомства членів групи з другом. Розминки призначені для досягнення активної участі групи. Вони використовуються під час спаду в середині дня або під час послаблення уваги групи. Розминки можуть мати форму стимулюючих головоломок або фізичної активності, яка піднімає людей із місць і змушує їх рухатися. Секрет цих вправ у їхній спонтанності. Під час розробки курсу тренеру варто мати в арсеналі кілька підходящих вправ, які можна використовувати в будь-який момент, коли увага групи починає зникати. Мета таких вправ — покращити відносини людей у групі під час тренування. Ці завдання є складними для тренерів, оскільки спрямовані на самостійну роботу учасників у невеликих групах (зазвичай розв’язання якої-небудь проблеми). Зазвичай ці завдання займають більше часу, ніж інші вправи. Завдання тренера — стежити за роботою груп і сприяти їхньому руху до заданої цілі. Наприкінці будь-якого навчання передбачається отримання тренером зворотного зв’язку від учасників, а також оцінка результатів навчання й досягнення поставлених цілей на тренінгу членами групи. Підведення підсумків може бути у формі групового обговорення, графічних методів, інтерв’ю, заповнення анкет, самоаналізу. Можна написати свої імена й букви на постерах, а потім розвісити їх на стінах для загального ознайомлення протягом дня. Якщо група учасників дуже велика, потрібно спочатку розділити її на невеликі команди. 2. Вони малюють на папері обриси руки або тіла партнера й заповнюють відповідями на питання інтерв’ю: ім’я, вік, брати й сестри, робота, заняття, хобі, щось особисте, очікування від семінару. 4. Подання має представити людини в найкращому вигляді, «продати» його, показати його цінність для тренінгу або отриманого завдання. Поясніть учасникам, що мета вправи — успіх, а не просто представлення свого партнера. Потрібно показати членам групи яким цінним активом для команди або групи є людина. Можна змінити завдання, щоби кожен учасник представляв себе, показуючи яку цінність він може представляти для команди. Вправа допомагає учасникам краще пізнати один одного, а також дозволяє обговорити питання, пов’язані зі встановленням контакту зі співрозмовником, покупцем, клієнтом тощо. 2. Кожна пара повинна якомога швидше знайти й записати 10 характеристик, вірних для них обох. Не можна писати загальнолюдські відомості, такі як «у мене дві ноги». Можна вказати, наприклад, рік народження, місце навчання, хобі, сімейний стан тощо. 1. Кожен учасник підходить до коробки, дивиться всередину й каже одну хорошу річ про людину, чиє фото він бачить всередині, не відкриваючи групі секрету, хто там. Коли учасники заглядають у коробку, вони бачать там своє відображення, тобто повинні сказати щось хороше про себе. 2. Наприкінці вправи тренер каже, що гра має безліч позитивних рис і в учасників буде шанс проявити ці риси під час тренінгу (навчання). 2. Пари по черзі виступають перед іншими учасниками. Кожен із пари виступає по черзі в ролі дикторів і сурдоперекладачів. Поки один із партнерів читає вірш, інший перебуває поруч і виступає в ролі сурдоперекладача — передає з допомогою міміки й жестів зміст тексту. 1.Тренер вибирає відомі вирази і словосполучення й пише їхні половинки на різних картках. Наприклад, «З днем» на одній картці, а «народження» на інший. Кількість карток має відповідати кількості учасників. 4.Тренер обходить учасників і таємно вкладає предмет комусь у руки. 5.Участнікі починають його передавати за спиною з рук у руки. 2.Одна особа стоїть всередині кола і кричить: «Сонце світить на…» а потім вказує на предмет одягу або колір, який є в кого-то з учасників. Наприклад, «сонце світить на того, у кого карі очі» або «сонце світить на того, на кого шкарпетки». 2. Кожен учасник пише короткий рядок, з якоїго буде починатися поема, передає свій листок сусідові зліва, і той дописує свій рядок, яка продовжує поему. 2. Запропонуйте учасникам розділити аркуш паперу на три стовпці з написом «Шість місяців», «Три місяці» й «завтра» та заповнити ці стовпці. Процедура: у часники групи по колу мають можливість висловити думку, наскільки ефективним їм видався тренінг, наскільки він виправдав їхні сподівання, що нового відкрив в області міжособистісних відносин та за тематикою тренінгу; можна також звернутися з реплікою безпосередньо до будь-кого з групи або до її керівника. Ігри на знайомство. Ігри на знайомство, вони ж "криголами" - найбільш прості та ефективні ігри для створення атмосфери довіри та позитивного настрою в будь-який, навіть самої «різношерстої» команді, а також допомагають учасникам психологічного тренінгу познайомитися і подружитися. Цей інструмент відмінно підійде для тих, хто давно знайомий і думають, що всі один про одного знають, і для тих, хто бачить одне одного вперше. Легке ненав'язливе знайомство, зближення учасників команди Перевірка власної інтуїції (наскільки добре я розумію?) Розуміння того, як сприймають вас оточують Гарний настрій, розвага Поліпшення взаєморозуміння. Ігри-криголами ламають бар'єри між людьми, вчать бути відкритими та доброзичливими до інших, допоможуть придбати багато нових друзів за дуже короткий час. Зігравши один раз з тренером або вивчивши правила, ви з легкістю проведете ці ігри самостійно. Криголами підходять для застосування на тренінгах комунікації, різних внутрішньокорпоративних заходах, вечірках, а також використовуються психологами в роботі з підлітками. Процедура: група встає в коло і перший називає своє ім'я. Другий називає ім'я першого і своє. Третій ім'я першого, другого і своє. Гра має розвиток і ускладнення див.→ Всі стоять в колі, тримаючи витягнуті руки перед собою. Початківець гру кидає м'яч через центр кола одному з учасників і називає при цьому своє ім'я. Після кидка він опускає руки. Після того, як м'яч обійде всіх, і всі опустять руки, гра починається по другому колу. Кожен з учасників кидає м'яч тій людині, якій він кидав в перший раз, і знову називає своє ім'я. Після проведення цієї гри (на її проведення витрачається 10-15 хвилин) цілком реально запам'ятати до 20 імен. Гра має варіації див.→ Ведучий ділить учасників на дві команди. Визначається час для виконання першого завдання (наприклад, 5 хвилин). За цей час кожна команда складає про себе історію, використовуючи реальні дані. Наприклад: "Ми живемо в Тулі, Казані та Москві. Вдома у нас 9 собак, 14 кішок, 2 папугу і 1 черепаха. Трьох наших мам звуть Ольгами, а ще у нас два папи на ім'я Саша" і т Після закінчення призначеного часу кожна команда вибирає оповідача, і обидві команди як би міняються місцями, тобто команда "А" розповідає про команду "Б" і навпаки. На підлозі відзначаються дві лінії один навпроти одного, люди розподіляються довільно уздовж ліній. Вступна: ведучий називає якісь характеристики, наприклад: «Нехай праворуч виявляться ті, хто любить естрадну музику, а ліворуч - ті, хто любить класику" (варіанти - імена, фільми і так далі). Учасники повинні швидко, не зіткнувшись перебігти на ту лінію, яка їм підходить. Якщо не підходить ні та, ні інша - зупиняються в центрі. Якщо зіткнулися - ведучий обирає нового воду і все продовжується. Виконується в парах. Пари розходяться на п'ять хвилин і мовчки жестами показують один одному п'ять найбільш важливих для себе речей. Потім пара розповідає про себе те, що зрозуміла. При цьому перший чоловік розповідає про другий, а другий про першому. (Варіанти: мети на тренінг, п'ять найстрашніших для мене речей, самих улюблених і т. п.) Кожен повинен за певний час (1-3 хв.) встигнути привітатися за руку з максимальною кількістю людей. Увагу учасників фіксується на тому, що руку треба тиснути доброзичливо, дивлячись в очі людині. Гра має варіації див.→ Кожному в групі дається волоський горіх. Потрібно уважно його оглянути і запам'ятати. Потім горіхи складаються в загальну купу і перемішуються (для ускладнення можна додати ще горіхів). Кожен повинен знайти свій горіх. Більш складний варіант - те саме із закритими очима. Потім y кожного по колу питається, як він визначив свій горіх. На обговоренні зазвичай говориться, що спочатку всі люди здаються однаковими, а насправді дуже сильно розрізняються. І дуже часто за жорсткою, некрасивою оболонкою ховається щось ніжне і добре і так далі. Є люди справи, є любителі порядку, є люди творчості, а є ті, хто любить теплі відносини і комфорт. У формі нібито кельтської легенди учасникам пропонується віднести себе до того чи іншого типу, зробити рекламу своїх особливостей і задуматися про розвиток інших, дополнящих цього типу якостей. См.→ Учасникам пропонується зустрічатися і вітатися під різну музику, в різному настрої, в різному стилі, неначе люди з різних культур і епох. Варіанти див.→ У парах. Люди знайомляться один з одним, дізнаються кращі якості один одного і повинні найкращим чином представити свого партнера, зробити йому рекламу перед усією групою! Гра має багато варіантів див.→ Учасники діляться на 1-2-3 Перші номери - монументи. Другі і треті - люди. Монументи підкликають до себе людей і розповідають, з ким хочуть познайомитися (хороший варіант - цілі на тренінг, захоплення, улюблена книга і так далі) і про що хочуть поговорити. Люди шукають учасників, що підходять під задану характеристику. Можна шукати і серед людей, і серед монументів. Важливо пам'ятати: монументи ходити не можуть, а значить людині потрібно бути посередником між ними. Якщо немає людей, суворо відповідають заданим характеристикам, людина підводить монумента того, чиї характеристики найбільш близькі. В крайньому випадку, людина веде до монумента того, хто йому сподобався. Психологічні вправи для особистісних тренінгів. Тренінг немислимий без вправ, тренінг без вправ - це семінар, це урок, це може бути корисна розмова, але це не тренінг. Вправ для психологічних тренінгів - сотні і сотні, тут ми поки в несистематизированном вигляді виклали ті, які нескладні у технічному виконанні і вирішують не спеціалізовані, а досить загальні завдання. Отже, див.→ Модуль 3. Методологія викладання курсу «Вчимося жити разом» 3.4. Зміст і структура тренінгу. В інформаційному суспільстві вчитель стрімко втрачає монополію на володіння знаннями, та й сама інформація миттєво стає доступною кожному, хто має доступ до мережі Інтернет. Натомість усе більшого значення набувають так звані «м’які навички», до яких належать: здатність мислити критично та креативно, аналізувати проблеми і генерувати рішення, ефективно спілкуватися і налагоджувати стосунки, попереджувати та конструктивно розв’язувати конфлікти, володіти собою і керувати стресами. Однак ці навички складно розвинути у рамках традиційного уроку, тому останнім часом активні й інтерактивні методи навчання, що їх часто об’єднують спільною назвою «тренінг», набувають усе більшої популярності. Тренінгові і традиційні форми навчання мають істотні відмінності. Традиційне навчання здебільшого орієнтоване на правильну відповідь, а тренінг— насамперед, на запитання та пошук. На відміну від традиційних, тренінгові форми навчання повністю охоплюють увесь потенціал людини: рівень та обсяг її компетентності (соціальної, емоційної та інтелектуальної), самостійність, спроможність до ухвалення рішень, взаємодії тощо. Звичайно, традиційна форма передачі знань не є сама собою чимось негативним, проте у світі стрімких змін і безперервного застарівання знань вона має звужені рамки застосування. На тренінговому занятті перевага віддається діяльності не вчителя, а учнів, особистий досвід яких є основою для навчання. Не варто читати лекцій, доцільніше, якщо учні поділяться тим, що знають на цей момент, і самі відшукають та/або засвоять інформацію, якої не вистачає. На тренінгу вчитель відіграє важливу роль фасилітатора (від англ. facilitate — допомагати, полегшувати, сприяти). Він скеровує діяльність та взаємодію учасників на вивчення теми та досягнення мети тренінгу. Учні мають чітко розуміти, чим зумовлений вибір теми заняття. Поясніть це так, щоб актуальність і важливість теми не викликали жодного сумніву. Учні також мають чітко розуміти кінцеву мету та способи її досягнення. Поясніть дітям, яких конкретних результатів ви очікуєте, та розкажіть, які завдання і вправи ви будете для цього виконувати. орієнтуватися на досягнення оголошеної мети; грунтуватися на результатах сучасних наукових досліджень; давати відповідь на реальні потреби і проблеми учасників; впливати на формування цінностей, знань, умінь і навичок, які є основою поведінки. Під час тренінгу варто приділити основну увагу практичним вправам. Звичайно, на тренінгу не завжди можна обійтися без пояснень. Проте не варто розповідати учням просту інформацію, краще надати їм цю інформацію в паперовому чи електронному вигляді. Це допоможе зекономити час і замість прослуховування лекції чи записів під диктовку учасники можуть швидко ознайомитися з нею (наприклад, прочитати вголос) та обговорити або виконати творче завдання чи відпрацювати вміння. Щоб зрозуміти, наскільки зміст тренінгу цікавий і важливий для учнів, наприкінці заняття проведіть експрес-опитування або голосування учасників. Можна зробити це, складаючи “зірковий” рейтинг. Для цього запропонуйте учасникам оцінити основні активності тренінгу зірочками: трьома— якщо це було цікаво і важливо для них, двома – якщо це було просто корисно, однією – якщо це було просто цікаво, жодної – якщо ця частина заняття була не суттєвою. Результати аналізу варто враховувати при плануванні наступних занять. Тривалість тренінгу може бути різною – від 20 хвилин до 7-8 годин. Для школярів найкраща тривалість становить 60-90 хвилин, тобто півтора-два уроки. Цього часу вистачить для використання всіх елементів тренінгу й отримання повноцінного зворотного зв’язку. Тому за можливості треба поєднувати два уроки або використовувати години, передбачені для факультативних занять чи виховних годин відповідної тематики. Однак і в ході одного уроку можна провести тренінг чи використати кілька його елементів. У будь-якому разі це пожвавить навчальний процес, зробить його інтерактивнішим та цікавішим для учнів. Залежно від цілей і завдань одного або серії тренінгових занять, до і після їх проведення здійснюють вхідне та вихідне опитування. За допомогою вхідних анкет можна оцінити початковий рівень знань та ставлень учасників, а порівнюючи результати вихідного і вхідного опитування, оцінити прогрес цих показників у ході тренінгів. Опитування «до» і «після», як правило, здійснюють анонімно, їхні результати опрацьовуються загалом для класу, і вони є індикатором ефективності тренінгів, показують, яка інформація засвоєна краще/гірше та чи відбулася бажана зміна психологічних установок (ставлень). Вступна частина є неодмінним і обов'язковим елементом кожного тренінгового заняття, але займає не більше 10-20 хвилин. Вона передбачає вирішення таких завдань: актуалізація матеріалу попереднього заняття (отримання зворотного зв’язку). Зазвичай це відбувається у формі опитування («Що ми робили на минулому тренінгу?») або експрес-перевірки домашнього завдання; актуалізація теми поточного тренінгу і з’ясування очікувань. Завдання цього етапу – допомогти учням актуалізувати наявні знання із заданої теми і сформулювати результати, яких вони хочуть досягти в ході її вивчення. Усвідомлення результатів навчання та їх особистої користі підвищує мотивацію; створення доброзичливої та продуктивної атмосфери (цей етап називають загальним поняттям «знайомство». Він проходить у формі само- чи взаємопрезентації учасників тренінгу); підтримання демократичної дисципліни у формі прийняття, уточнення або повторення правил групи. Основні правила поведінки під час тренінгу розробляють колективно або їх оголошує учитель (у такому разі учням пропонують їх змінити чи доповнити). Основні правила передбачають, що учасники говоритимуть почергово; коротко і за темою; намагатися не повторювати, а доповнювати сказане іншими; виявляти активність, доброзичливість і повагу до думки кожного. Правила треба записати на великому аркуші паперу і прикріпити на видноті. Вони мають бути доступними на кожному занятті, щоб можна було, якщо треба, послатися на відповідне правило. Для того щоб діти охоче дотримувалися правил, важливо, щоб вони погодилися з ними і прийняли їх (наприклад, за допомогою голосування, особистих підписів тощо). Основна частина тренінгу – це кілька тематичних завдань у поєднанні з руханками (вправами на зняття м’язового і психологічного напруження). В основній частині тренінгу іноді виокремлюють теоретичний і практичний блоки. Проте цей поділ є досить умовним. Адже знання (як і вміння та навички) на тренінгу набувають у процесі виконання практичних завдань (міні-лекції, бесіди, мультимедійна презентація, взаємонавчання, виконання проекту, робота у групах). Педагог повинен організувати ввесь матеріал із тематики тренінгу в логічній послідовності і відібрати ключові знання й навички, які можуть бути засвоєні за відведений час. Інформаційні блоки (розповідь, демонстрування, пояснення) мають бути короткими (до 5 хв) і чергуватися з інтерактивними (дискусія, мозковий штурм, аналіз історій, дебати). Для відпрацювання умінь треба використовувати рольові ігри. Кожна інтерактивна вправа має завершуватися коротким обговоренням і підбиттям підсумку. підбиття підсумків заняття; отримання зворотного зв’язку від учасників; релаксацію і процедури завершення тренінгу. Цей етап має об'єднати всі розглянуті впродовж заняття теми для логічного підбиття підсумку. Завершення – це можливість для відповідей на запитання і формулювання завдань на майбутнє. Вчитель може рекомендувати літературу, відеоматеріали, сайти в інтернеті для самостійного опрацювання. Важливо, щоб учні завершували роботу із задоволенням і високою мотивацією застосовувати набуті вміння. Типова структура, мета та завдання тренінгу є основою для складання плану і його проведення. Такий план може мати різні форми (таблиця, перелік послідовних дій, схема, сценарій тощо), але принципово те, що його треба обов’язково скласти. Це не означає, що тренінг пройде повністю так, як було заплановано, проте план допоможе дотримуватись основних моментів, які мають бути опрацьовані, інакше дуже складно досягти поставленої мети. Під час тренінгу неодмінно виникає багато побічних тем для обговорення, і кожна з них виявляється більш чи менш привабливою для учасників. Тим часом хвилини заняття спливатимуть, й обов'язкові питання можуть залишитися не розглянутими. Тому заздалегідь складений план допоможе дотримуватись обраної теми, досягти бажаної мети. Приклади плану тренінгу наведені у додаткових матеріалах. Люди набагато швидше вчаться, коли замість слухати, як щось зробили інші, намагаються виконати це самостійно. Тому будуйте інтерактивне заняття так, щоб у ньому було якнайбільше власної діяльності учнів. Найкращий тренінг — це кілька практичних завдань, а в проміжку між ними — короткі дискусії і так звані руханки (вправи на зняття м’язового напруження). Намагайтеся давати зрозумілі і прості інструкції. Якщо сам тренер і учасники добре усвідомлюють, що треба робити, зростає вірогідність успішного виконання завдання. Якщо ви раптом зрозумієте, що завдання не відповідає потребам учасників, будьте готові обговорити його і зробити більш прийнятним. Стежте за часом. Якщо визначений час вийшов, а учасники не закінчили роботу, додайте ще трохи часу. А коли помітите, що вони закінчили раніше, запропонуйте рухатися далі. Не забувайте оцінювати дії учасників. При цьому будьте максимально лояльними і доброзичливими. Навіть якщо хтось не впоравсь із завданням, можна сказати: «Це справді складне завдання. Я й сам довго не міг упоратися з ним». Зверніться до решти групи: «Хто може допомогти?» Намагайтеся ніколи не застосовувати слово «розподілятися», «розподіляти» дітей на пари, на трійки, на групи тощо. Пам'ятайте, діти ОБ'ЄДНУЮТЬСЯ!
З об'єднаних дітей виростають дорослі, здатні об'єднуватися, жити і працювати разом, виростає об'єднана країна, держава і нація. Усе, що пропонують діти, має бути прийняте або щонайменше обговорене. Не варто говорити їм, що це «правильна чи неправильна відповідь», треба лише допомогти опрацювати інформацію і ухвалити власні рішення. Стежте, щоб ніхто з дітей не залишався поза обговоренням. Рішення дітей мають сприйматися серйозно, якщо ви бажаєте налагодити процес навчання взаємодії й розвитку навичок критичного мислення. Перша стосується тих, хто проводить тренінгові заняття із незнайомою аудиторією. Постарайтеся запам’ятати імена якомога більшої кількості учасників. На першому тренінгу попросіть усіх чітко записати свої імена на бейджиках або невеличких аркушах паперу і прикріпити їх на одяг. Це дуже важливо — звертатися одне до одного на ім’я (включно із тренером), хоча декому з учителів це на початку може здатися неприйнятним. Однак цей прийом значно полегшить вашу роботу, допоможе створити дружню атмосферу, усунути психологічні бар’єри і подолати відчуження, яке може існувати між вами та учнями. Якщо не можете подолати незручностей або переживаєте за свій авторитет, назвіться Тренером або умовним персонажем (Суперменом, Білосніжкою тощо). Намагайтеся ставитись однаково до всіх учасників. Навіть якщо дехто вам не подобається, не виявляйте до нього антипатії і не демонструйте відкритої прихильності до тих, хто вам до вподоби. Розглянемо два види складних умов, у яких вам, напевно, доведеться проводити тренінги. Перша — забагато учасників, друга — замало часу. Ці проблеми взаємопов'язані. Адже більша кількість учасників потребує більше часу для проведення таких вправ, як знайомство, зворотний зв'язок та інші, коли учні висловлюються по черзі. 20 учнів — оптимальна кількість учасників тренінгового заняття. Як же проводити його з цілим класом, у якому буває понад тридцять учнів? По-перше, можна поділити клас на підгрупи, як це роблять для вивчення іноземних мов. Проте це має сенс тільки в тому разі, коли у підгрупах залишається не менш як 12 осіб, в іншому разі вам буде складно сформувати потрібну кількість малих груп. Тому, якщо в класі менше 30 учнів, замініть проведення вправ на знайомство чи зворотний зв’язок у загальному колі виконанням цих вправ у парах, а потім запитайте, чи є охочі поділитися своїми думками на загал і вислухайте одного-двох охочих. Для економії часу комбінуйте різні вправи: знайомство й актуалізацію теми (наприклад, назвати своє ім'я і сказати, який вид громадського транспорту тобі до вподоби), об'єднання у групи і руханки, зворотний зв'язок і прощання. З’ясування та аналіз очікувань проводьте не на кожному занятті, а на першому й останньому тренінгах, присвячених одній темі. Супер упражнение для тренинга: знакомство, диагностика, снятие напряжения. Хорошие упражнения на знакомство являются основой успешного начала тренинга. Благодаря таким упражнениям участники знакомятся с тренером и друг с другом. Упражнения на знакомство бонусом позволяют создать в группе атмосферу доверия, которое так необходимо для раскрытия участников и подготовки их к последующему тренинговому процессу. Хорошо, если упражнения на знакомство одновременно выполняет функцию ледокола и топят «лёд», который всегда возникает в начале работы группы, снимают напряжение первых минут занятия и настраивают участников на работу. Я же хочу поделиться с вами одним очень интересным упражнением на знакомство, которое можно использовать как для тренинга, так и для психотерапии. Цели упражнения: знакомство, погружение во внутренний мир собеседника, раскрытие, снятие напряжения, диагностика эмоционального состояния. Каждому участнику тренинга предлагается воспроизвести свое имя наоборот. Например, Татьяна представится как Анятат, а Илья - как Яли. Не обязательно использовать полные имена, можно сокращенные или разговорные: (Шура - Аруш, Маша - Ашам, Анюта - Атюна, Иван Иванов - Вонави Нави). После чего участник дает пояснение этого имени: откуда оно произошло, что означает. Во-первых, таким креативным образом, мы сможем познакомиться. А творческая обстановка заметно снимет напряжение, особенно среди незнакомых людей. Во-вторых, тренер будет понимать, с каким настроением пришли люди, а также какими они себя видят в принципе. В-третьих, можно выделить схожих по менталитету людей. Например, схожим менталитетом будут обладать участники с трактовкой имен, "произошедших" от имен какого-либо божества. Другим менталитетом - участники, интерпретирующие свое имя как название растения и пр. Иногда участники рассказывают интересные и достаточно подробные легенды. Но если время резко ограничено, то для соблюдения регламента. необходимо в начале упражнения дать установку на краткость. Однако, я бы не рекомендовала этого делать. Очень важные детали можно увидеть в легендах участников, которые позволят охарактеризовать личность. Что вы чувствовали, когда делились своей "легендой"?
Чей рассказ вам особенно запомнился? Чем?
Игры и упражнения на знакомство. Цель: снятие излишнего эмоционального напряжения в группе, создание благоприятных условий для работы группы, выработка совместных норм и принципов работы для данной группы. Ожидания, что будет происходить в группе, у различных участников разные. Каждый приносит с собой свой индивидуальный опыт. Во время знакомства проявляются те особенности человека, которые являются следствием его предыдущего социального опыта. Это очень важно, потому что влияние данной тренинговой группы ещё только начинает складываться и участникам важно как и защитить себя, так и почувствовать свою принадлежность к данной группе. Как только участники лучше узнают друг друга, они могут позволить себе больше свободы и разнообразных экспериментов. Одновременно участники достигают взаимопонимания относительно содержания групповой задачи и пытаются прояснить для себя, что нужно именно им. Нормы тренинговой группы создают особый психологический климат, часто резко отличающийся от того, который имеется в традиционных группах. Участники тренинга, осознавая это, начинают сами следить за соблюдением групповых норм. Инструкция : «Нам предстоит большая совместная работа, а потому нужно познакомиться и запомнить имена друг друга. В тренинге нам предоставляется прекрасная возможность, обычно недоступная в реальной жизни, – выбрать себе имя. Ведь часто бывает: кому-то не очень нравится имя, данное ему родителями; кого-то не устраивает форма обращения, привычная для окружающих, – скажем, все вокруг зовут девушку Ленка, а ей хочется, чтобы к ней обращались «Леночка» или «Ленуля» или особенно необычно и ласково, как обращалась мама в детстве. Некоторым по душе, если их называют но отчеству, без имени – Петрович, Михалыч. А кто-то втайне мечтает о красивом имени, которое носит его кумир. Есть люди, которые имели в детстве забавную кличку и были бы не против, чтобы и сейчас в неформальной обстановке к ним обращались именно так. У вас есть тридцать секунд для того, чтобы подумать и выбрать для себя игровое имя, и написать его на бейдже. Все остальные члены группы (и ведущие тоже) в течение всего тренинга будут обращаться к вам только по этому имени». Инструкция : «В каждой группе могут быть свои правила, но те, которые приведены ниже, можно считать основными, наиболее типичными. Сейчас мы обсудим главные из них, а затем приступим к выработке условий работы именно нашей группы: Общение по принципу «здесь и теперь». Многие люди стремятся не говорить о том, что они чувствуют, что думают, так как боятся показаться смешными. Для них характерно стремление уйти в область общих рассуждений, заняться обсуждением событий, случившихся с другими людьми. Срабатывает механизм психологической защиты. Но основная задача нашей работы – превратить группу в своеобразное объемное зеркало, в котором каждый смог бы увидеть себя во время самых разнообразных проявлений характера, поведения, умения быть самокритичным и правильно реагировать на критику, лучше узнать себя и свои личностные особенности. Поэтому во время занятий все говорят только о том, что волнует их именно сейчас, и обсуждают то, что происходит с ними в группе. Персонификация высказываний. Для более откровенного общения во время занятий мы отказываемся от безличной речи, помогающей скрывать собственную позицию и тем самым уходить от ответственности за свои слова. Поэтому мы заменяем высказывание типа: «Большинство людей считают, что. » – на такое: «Я считаю, что. »; «Некоторые из нас думают. » – на «Я думаю. » и т.п. Отказываемся мы и от безадресных суждений. о других. Заменяем фразу типа: «Многие меня не поняли» – на конкретную реплику: «Оля и Соня не поняли меня». Искренность в общении. Во время работы мы говорим только то, что чувствуем и думаем по поводу происходящего, т.е. только правду. Если нет желания высказаться искренне и откровенно, лучше промолчать. Это правило означает открытое выражение своих чувств по отношению к действиям других участников и к самому себе. Конфиденциальность всего происходящего в группе. Все, что происходит во время занятий, ни под каким предлогом не разглашается. Мы уверены в том, что никто не расскажет о переживаниях человека, о том, чем он поделился. Это помогает нам быть искренними, способствует самораскрытию. Мы доверяем друг другу и группе в целом. Определение сильных сторон личности. Во время занятий (в ходе упражнения или его обсуждения, в процессе выполнения заданий или этюдов) любой из нас стремится подчеркнуть положительные качества человека, с которым мы работаем вместе. Каждому члену группы надо сказать как минимум хоть одно хорошее и доброе слово. Недопустимость непосредственных оценок человека. При обсуждении происходящего мы оцениваем не участника, а только его действия и поведение. Мы не используем высказывания типа: «Ты мне не нравишься», а говорим: «Мне не нравится твоя манера общения». Мы никогда не скажем: «Ты плохой человек», а просто подчеркнем: «Ты совершил плохой поступок». Как можно больше контактов и общения с различными людьми. Разумеется, у каждого из нас есть определенные симпатии, кто-то нам нравится больше, с кем-то более приятно общаться. Но во время занятий мы стремимся поддерживать отношения со всеми членами группы, и особенно с теми, кого меньше всего знаем. Активное участие в происходящем. Это норма поведения, в соответствии с которой в любую минуту мы реально включены в работу. Активно смотрим, слушаем, чувствуем себя, партнера и коллектив в целом. Не замыкаемся, даже если услышали в свой адрес что-то не очень приятное. Не думаем только о собственном «Я», получив много положительных эмоций. Мы все время в группе, внимательны к другим, нам интересны окружающие. Уважение говорящего. Когда высказывается кто-то из товарищей, мы его внимательно слушаем, давая возможность сказать то, что он хочет. Помогаем ему, всем своим видом показывая, что слушаем его, рады за него, интересуемся его мнением, внутренним миром. Не перебиваем и молчим до тех пор, пока он не закончит говорить. И лишь после этого задаем свои вопросы, благодарим или спорим с ним». Инструкция: «А теперь представимся друг другу. Сделаем это так, чтобы сразу и прочно запомнить все игровые имена. Наше представление будет организовано так: первый участник называет свое имя, второй – имя предыдущего и свое, третий – имена двух предыдущих и свое и т.д. Последний, таким образом, должен назвать имена всех членов группы, сидящих перед ним. Записывать имена нельзя – только запоминать. Эта процедура называется «Баранья голова». Почему?
Если вы, называя своих партнеров, забыли чье-то имя, то произносите «баранья голова», конечно, имея в виду себя, а не того, кого забыли. Дополнительное условие – называя имя человека, обязательно посмотреть ему в глаза». Участникам предлагают нарисовать на листе бумаги плакат, состоящий из нескольких разделов: Эти плакаты прикрепляются на грудь, и участники в произвольном порядке ходят по комнате, знакомясь друг с другом в течение 15 минут. Участники по очереди называют свое имя с каким-нибудь прилагательным, начинающимся на первую букву имени. Следующий по кругу должен назвать предыдущих, затем себя; таким образом, каждый следующий должен назвать предыдущих, затем себя; таким образом, каждый следующий должен будет называть все больше имен с прилагательными, это облегчит запоминание и несколько разрядит обстановку. Инструкция: «Найдите друг друга те, у кого одинаковый цвет глаз» варианты: «Те, у кого день рождения летом», «Те, в чьем имени 5 букв» и т.д». Возможны другие варианты, когда участники объединяются в группы по месту проживания, знаку зодиака, любимому цвету и т.п. Инструкция : « Всем участникам игры предлагается выполнить одну и ту же простейшую задачу. Любыми средствами, не прибегая, конечно, к физическим воздействиям и местным катастрофам, постарайтесь привлечь к себе внимание окружающих». Задача усложняется тем, что одновременно ее стараются выполнить все участники игры. Определите, кому это удалось и за счет, каких средств. «Итак, все участники игры пытаются обратить на себя внимание как можно большего числа играющих. Начали!» В заключении подсчитывается, кто привлек внимание большего числа участников игры. Инструкция: «Возьмите лист бумаги и карандаши и нарисуйте рисунок, который будет соответствовать вашему настроению. Вы можете показать, что у вас сейчас «плохая погода» или «штормовое предупреждение», а может быть, для вас солнце уже светит во всю». Вначале участники беспорядочно ходят по комнате и говорят каждому встречающемуся по 2 фразы, начинающиеся со слов: Другой вариант: в парах 4 минуты вести разговор на тему «Чем мы похожи»; затем 4 минуты - на тему «Чем мы отличаемся». По окончании проводится обсуждение, обращается внимание на то, что было легко и что было трудно делать, какие были открытия. В итоге делается вывод о том, что все мы, в сущности, похожи и в то же время разные, но мы имеем право на эти отличия, и никто не может нас заставить быть другими. Инструкция : «Сейчас мы разобьемся на пары. Мы с вами будем действовать по алгоритму. Первый этап работы заключается в том, что каждый самостоятельно рисует образ, отвечая на вопрос «Я и моя профессия». На выполнение первого этапа у вас 5 минут. Второй этап : вы рассказываете своему партнеру о себе и своем рисунке, расскажите друг другу о себе как можно подробнее. Третьим этапом работы будет представление группе своего партнера. Поэтому постарайтесь получить как можно больше разносторонней информации о своем партнере. Хотелось бы, чтобы вы отразили в презентации следующие самые важные вопросы: Инструкция: «В предстоящем взаимодействии каждый из вас встретится с каждым в парном взаимодействии. При встрече по моей команде вы будете выполнять следующие действия: 2. в тетради партнера в таблице написать (кратко, одно-два слова) ваше впечатление о нем по следующим позициям: 1) «ресурс» - что, на ваш взгляд, есть его сильный ресурс как человека и делового партнера; 2) «точка» - за счет каких его качеств вы могли бы управлять им в переговорном процессе («точка давления», «кнопка управления»); Таким образом, в Вашей тетради Вы соберете копилку мнений о себе в ситуации первого контакта. Упражнение выполняется молча. Не нужно писать много (это не очерк и не характеристика). Не стоит также долго задумываться над словами. Во-первых, Ваши впечатления анонимны. А во-вторых – и это более важно – первое впечатление о человеке формируется в первые 10 секунд. И нам важно именно оно. Сделайте друг другу такой подарок. Он для многих может быть неожиданным, но от этого еще более ценным. Мы увидим, что разные люди видят нас по-разному. И это нужно всегда учитывать. И это – основной итог нашей работы в этом упражнении. 1. воздерживаться от просмотра записей в своих тетрадях до конца упражнения (чтобы не переключать внимание); 2. выполнять передачу тетрадей и переходы только по командам тренера (чтобы упражнение проходило четко и быстро)». Каждому участнику при помощи булавки прикрепляется на спину лист бумаги. На листе имя сказочного героя или литературного персонажа, имеющего свою пару. Например: Крокодил Гена и Чебурашка, Ильф и Петров и т.д. Каждый участник должен отыскать свою «вторую половину», опрашивая группу. При этом запрещается задавать прямые вопросы типа: «Что у меня написано на листе?». Отвечать на вопросы можно только словами «да» и «нет». Участники расходятся по комнате и беседуют друг с другом. Инструкция : «Стоящий в центре круга (для начала им буду я) предлагает поменяться местами (пересесть) всем тем, кто обладает общим признаком. Например, я скажу: «Пересядьте все те, кто родился весной» - и все, кто родился весной, должны поменяться местами. При этом, тот, кто стоит в центре круга, должен постараться успеть занять одно из освободившихся мест, а кто останется в центре без места, продолжает игру». После выполнения упражнения можно спросить у участников: Каждому участнику в течение трех минут предлагается написать на карточке, кем он хотел быть в детстве и почему. Затем анонимные карточки сдаются ведущему, который их перемешивает и вновь раздает участникам в случайном порядке. Каждый участник должен «вжиться» в полученный образ неизвестного автора, зачитать написанное, предположить, изменилось ли его мнение сейчас, когда он встал взрослее. Если изменилось, то почему? Остальные участники внимательно слушают, задают вопросы. Инструкция : «Группа высказывает пожелания друг другу на день. Оно должно быть коротким, желательно в одно слово. Вы бросаете мяч тому, кому адресуете пожелание и одновременно говорите его. Тот, кому бросили мяч, в свою очередь бросает его следующему, высказывая ему пожелания на сегодняшний день. Будем внимательно следить за тем, чтобы мяч побывал у всех, и постараемся никого не пропустить». Упражнения на знакомство. Есть очень много способов знакомства. Мы предлагаем вам форму психологического тренинга. Это психологические упражнения, направленные на создание работоспособности, на создание в отряде среды, побуждающей к проявлениям творческого мышления и поведение детей. Знакомство начинается после вступительного слова вожатого, в котором он кратко рассказывает о лагере, о его достопримечательностях, о той местности, где он находится. Дети располагаются по кругу или так, чтобы у всех была возможность видеть лица друг друга. Желательно чтобы у каждого на груди была "визитка" (напр.: бейдж) с именем, чтобы дети быстрее запомнили имена. Вожатый: Давайте познакомимся. Каждый по очереди будет называть свое имя, которое звучит для вас наиболее приятно. Например: Саша или Александр или Шурик. Кроме имени назовите еще три присущие вам качества. Какой вы? Такое представление требует от участников изобретательности, гибкости мышления, побуждает к рассмотрению своих качеств, особенностей личности. Вожатый: Мы продолжаем знакомиться. Сделаем так: каждый по очереди скажет, о какой жизни он мечтает в лагере, что больше всего его интересует. Тот кто будет говорить следующим, прежде чем говорить о себе, назовет сидящего рядом соседа и кратко выразит его мысли. (Выдерживает паузу для обдумывания.) В результате такого знакомства происходит ощутимое изменение в эмоциональном состоянии группы. Можно несколько изменить этот вариант знакомства и предоставить возможность рассказать о своих увлечениях, о сфере своих интересов. Вожатый: Продолжаем наше знакомство. Представьте себе, что сложилась такая ситуация, когда вам необходимо перевоплотиться в какой-то объект материального мира, животное или растение. Подумайте и покажите этот объект, а все остальные должны догадаться, что вы представляете. Выбор того или иного объекта материального мира, животного или растения осуществляется часто по принципам сходства (напр.: хочу быть озером, потому что спокойна и уравновешена) или дополнения, различия (напр.: хочу стать башней, потому испытываю дискомфорт из-за своего невысокого роста). В любом случае, в индивидуальной беседе с ребенком вожатый должен поинтересоваться причиной представления каких-то необычных образов. Вожатый: Сейчас у нас будет возможность продолжить наше знакомство. Сделаем это так: стоящий в центре круга - для начала это буду я - предлагает поменяться местами - пересесть - всем тем, у кого есть что-то общее. Например, я скажу : "Пересядьте все те, кто любит вкусно поесть". При этом тот, кто стоит в центре круга, постарается в момент пересаживания занять одно из освободившихся мест, а тот, кто останется в центре круга без места, продолжает игру. Используем эту ситуацию, чтобы побольше узнать друг о друге. Кроме того, надо быть очень внимательным и постараться запомнить, кто пересаживался когда называлось то или иное умение. Это нам потребуется немного позже. В ходе игры вожатый побуждает детей называть разнообразные варианты, отмечая оригинальные и интересные. Варианты могут быть самыми разнообразными: меняются местами те, : кто любит танцевать; кто любит петь; кто любит утром рано просыпаться; у кого имя начинается на "И" и т.д. После того как названо достаточное количество умений, вожатый предлагает каждому ребенку в течение нескольких минут подумать и назвать одного или нескольких ребят, с которыми, по его мнению, у него есть что-то общее. В ходе этой игры происходит существенное изменение групповой атмосферы, появляется эмоциональная свобода, снижается напряженность, столь характерная для начала знакомств. Вожатый: А теперь давайте все вместе сочиним рассказ о нашем отряде, в котором собрались и будут целый месяц жить вместе самые интересные ребята из всех живущих на Земле. Кто-то из нас начнет и скажет одну-две фразы, с которых начнется наш рассказ. Далее будем двигаться по часовой стрелке по кругу. Каждый по очереди, продолжая повествование, будет говорить свои фразы. Вожатый, по своему усмотрению, может предложить одному-двум участникам закончить рассказ, придумав заключительные фразы. Для данного упражнения необходимо заранее заготовить большой ватман и фломастеры. Вожатый: Сейчас в ходе обсуждения давайте составим общий для нашего отряда перечень идей и принципов, которых мы должны придерживаться находясь в лагере. Начинайте свою идею со слова "можно:". Например: можно желать друг другу доброго утра; можно не хныкать и быть веселым; можно есть за себя и за своего товарища; можно на тихом часе спать "без задних ног". Поощряйте ребят, придумывающих самые интересные варианты. Записываться они будут в "заповедник" только с согласия всех детей отряда. В течении смены иногда стоит напоминать детям заглядывать в собственное творение, если возникает необходимая ситуация. Вожатый: Одно время в мире было очень популярно движение хиппи. Хиппи имели разные обычаи, традиции, привычки отличные от других людей. Одним из таких обычаев было делать какие-либо надписи на своей одежде, часто отражая жизненную позицию, девиз ее обладателя. Сейчас мы будем бросать друг другу мяч со словами: "Если бы ты был хиппи, та на твоей футболке было бы написано:". Тот, кто получает мяч, заканчивает фразу. Игры-упражнения, которые представлены здесь, лучше проводить с детьми более старшего возраста - подростками, так как в них учтены особенности общения именно подросткового возраста. Упражнения на знакомство. 6 лучших упражнений на знакомство. Хорошие упражнения на знакомство — основа успешного начала тренинга. Ведь театр начинается с вешалки, а тренинг начинается со знакомства. Знакомства тренера с группой и знакомства участников друг с другом. Упражнения на знакомство создают в группе доверие, которое так необходимо, чтобы участники тренинга открылись, были готовы учиться. Упражнения на знакомство помогают растопить «лёд», который всегда возникает в начале работы группы, снимают напряжение первых минут занятия и настраивают участников на работу. Чем больше открытости требуется от участников на тренинге, тем больше упражнений на знакомство нужно включить в начало тренинга. Упражнения на знакомство, как правило, проводятся в парах, в тройках или в общем кругу. Больше всего способствуют возникновению доверия пары. И если вы работаете с сильно закрытой группой, в которой сложно сформировать доверие, то лучше выбирать упражнение на знакомство именно в парах. Эксперты профессионального портала для тренеров TRENERSKAYA.ru подобрали для вас 6 лучших упражнений на знакомство, имеющихся в открытом доступе. Они подходят для разных тем тренингов и позволят вовлечь группу в захватывающий тренинговый процесс с первых минут. Упражнение на знакомство «Корпоративный стандарт» Тренер разбивает участников на пары или тройки. Участники рассказывают в группе о себе. Затем каждый представляет соседа уже для всех участников тренинга по принципу: Упражнение на знакомство «Визитка» Участники придумывают и рисуют личный логотип. Пишут девиз. Также могут быть написаны: профессия, должность, адрес и телефон (можно вымышленный), адрес сайта. Это упражнение на знакомство подойдет как для открытых, так и для корпоративных тренингов. Упражнение идеально подходит для небольших групп до 15 человек, для многочисленных групп оно может привести к большой потере времени и потере тонуса группы. Упражнение на знакомство «Взаимные презентации» А) Участники разбиваются на пары. Дается 10 минут на то, чтобы рассказать друг другу о себе как можно подробнее — ведь вам предстоит представлять своего партнера группе. Предполагаемые вопросы: что я жду от работы в тренинге, что я ценю в самом себе, предмет моей гордости, что я умею делать лучше всего, что вас объединяет с вашим партнером. Б) Один их членов пары сидит на стуле, второй стоит за его спиной, положив руки ему на плечи. Стоящий говорит от лица сидящего, называя себя именем партнера. В течение 1 минуты он говорит, играя роль своего сидящего партнера. После этого любой член группы может задать вопросы, адресованные тому, кто сидит, но отвечать на них будет тот, кто делал презентацию, за своего партнера. Например: какие качества ты наиболее ценишь в людях? что ты считаешь самым отвратительным?
есть ли человек, который оказал сильное влияние на твою жизнь, назови свое заветное желание, чего бы тебе хотелось достичь в жизни?
Категорию вопросов может устанавливать тренер в зависимости от темы тренинга. Упражнение заканчивается обсуждением чувств и мыслей участников. При этом важно уделить внимание 3 аспектам: способности учитывать время при презентации способности верно и сжато передать полученную информацию способности «вчувствоваться» в другого человека настолько, чтобы домыслить недостающую информацию. Что ты чувствовал, когда твой партнер говорил от твоего имени? Удалось ли верно изложить сведения о тебе?
Получилось ли стать твоим двойником? Правильно ли он угадал ответы, которые давал от твоего имени?
Вариант А — классическое упражнение на знакомство, которое можно использовать на любой теме тренинга. Вариант Б применим скорее на личностных тренингах, очень уместен он будет на студенческих, подростковых тренингах. Упражнение на знакомство «Закрытый клуб» Тренер предлагает участникам представить себя кандидатами в Закрытый частный клуб. Участники делятся на группы по 2–3 человека и рассказывают о себе внутри группы. Затем составляют небольшую речь «Рекомендацию» на соседа, для принятия его в Клуб. Упражнение на знакомство «Открытки» Тренер предлагает участникам выбрать по 1 открытке. Открытки желательно подобрать соответствующие теме тренинга. Открытка может быть или ассоциацией, или визуальной поддержкой, или подходящим примером. Участники по очереди демонстрируют выбранную открытку и рассказывают о себе «На открытке…. как и я……» Это упражнение хорошо подойдет как для открытых, так и для корпоративных тренингов. Вариант, где мы не рекомендуем использовать данный вариант знакомства: преимущественно мужские корпоративные группы, состоящие из возрастных участников высоких должностей, с высоким уровнем сопротивления. Это упражнение на знакомство хорошо тем, что использует «искусственный язык» в виде открыток. Это всегда помогает группе быстрее преодолеть «лёд», раскрыться. Упражнение на знакомство «Через 15 лет» Тренер делит участников на пары. Предлагает им познакомиться, пообщаться и придумать, что интересное, оригинальное или даже полезное для мира мог бы через 15 лет сделать его партнер. Если вам понадобятся не только упражнения на знакомство, но и яркие мощные эффективные упражнения по отработке навыков и будет важно, чтобы это были: Самые лучшие упражнения для тренингов Эксклюзивные упражнения, известные только малому кругу Упражнения с подробно прописанной тренерской методикой их проведения, раскрывающей всю «подводную часть» тренерской работы и поясняющей как именно провести упражнение и подвести итоги упражнения, чтобы прийти к наилучшему результату. То вы можете подобрать такие упражнения на профессиональном тренерском портале TRENERSKAYA.RU. Этот портал вырос на базе крупнейшего тренингового центра «Синтон». За более чем 30 лет работы центром «Синтон» была собрана, наверное, крупнейшая база лучших игр и упражнений для и личностных тренингов. И когда мы поняли, что тренеры постоянно сталкиваются с проблемой нехватки качественного материала для тренингов, мы собрали команду которые: Отбирают только самые лучшие, самые яркие и эффективные упражнения по самым разным тренерским темам И профессионально и подробно описывают скрытую методику их проведения!
Приятно, что теперь вы можете приобрести наши тренерские методички упражнений по самым доступным ценам в разделе «Упражнения для тренингов». Упражнение «Скульптура» Яркое и живое направленное на рост энергетики, активности и вовлеченности участников тренинга. За счет близкого контакта и активного взаимодействия способствует быстрому возникновению доверия и позитивной атмосферы в группе. Что важно, упражнение уже на стадии подготовки запускает активное распределение ролей в группе, выделение лидеров. Намеренное ограничение во времени усиливает внешнюю и внутреннюю динамику. Творческое задание располагает к запуску креативности и образного мышления. Упражнение «Слепой и Поводырь» Это классическое А, значит, оно отлично снимает первичное напряжение и недоверие в тренинговой группе, способствует установлению теплых, доверительных отношений между участниками тренинга. Упражнение «Слепой и Поводырь» отлично подводит участников тренинга к исследованию и обсуждению темы доверия к другим людям. Помогает участникам тренинга увеличить уровень доверия в своей жизни, начать больше доверять людям, увидеть, что в жизни мы часто изначально «не доверяем». Упражнение-разминка «Воробьи-вороны» Энергичное игровое упражнение, способное в короткие сроки включить участников тренинга в рабочий процесс, повысить их внимание, энергетику и вовлеченность. Создает позитивную атмосферу и, в случае необходимости, снимает напряжение в группе. Включает физическую и эмоциональную активность учас. Рекомендуем уникальные тренерские методички лучших упражнений для тренингов: Это упражнение учит осознавать связь состояния тела и эмоционального состояния, а также позволяет научить участников тренинга изменять свое эмоциональное состояние через изменение состояния тела. Не секрет, что то, как выстроено наше тело и в каком оно состоянии — серьезный фактор, влияющий и на наши душевные состояния, и на перспективы личностного развития. И первое, на что следует обратить внимание,— это наши осанка, жесты и походка. Меняя походку и жесты, можно менять эмоциональное состояние, можно управлять им ! Без этой темы нельзя обойтись на тренинге уверенного поведения, тренинге лидерства или тренинге влияния. Ведь то, как ходит, как держит себя уверенный человек, лидер — важная составляющая успеха и влияния. Яркое и запоминающееся упражнение, которое наглядно демонстрирует участникам тренинга слабые места в умении вести переговоры или устанавливать контакт в продажах, а также показывает, какие техники и приемы приводят к успеху в продажах и переговорах, а какие — наоборот. Какие — позволяют быстро установить контакт, а какие скорее накаляют обстановку. Упражнение «Случай в гостинице» прекрасно подойдет для тренингов продаж, тренингов переговоров, тренингов уверенного поведения, тренингов влияния. Благодаря необычной легенде упражнение «Случай в гостинице» повышает уровень вовлеченности участников тренинга, энергетику группы, мотивацию на дальнейшее обучение. Это упражнение занимает от 30 до 50 минут и позволяет научить участников тренинга более уверенно общаться и выступать. Знающие люди утверждают, что это любимое упражнение, которым тренируют себя радио- и перед выходом в эфир. Упражнение «Бредогенератор» отлично подходит для тренингов уверенного поведения, тренингов по ораторскому мастерству и риторике, тренингов лидерства. Также данное упражнение рекомендуется для тренингов активных продаж для тех областей, где продавцу важен «хорошо подвешенный язык», для тренингов молодых руководителей, которым важно уверенно проводить совещание, также упражнение будет очень полезным для тренинга тренеров. В состав упражнения включена подробная лекция на тему «Шесть шагов уверенного выступления». Упражнение позволяет отработать эти шаги, отработать приемы и «фишки» уверенного поведения. Упражнения для тренинга — «ЗНАКОМСТВО» Каждый выбирает себе за 30 секунд имя, которым хотел бы, чтобы его называли во время тренинга. Например, Ленуля, Петрович, Фемистоклюс или Афродита Ивановна. В течение всего тренинга к вам будут обращаться именно по этому игровому имени. Использование игрового имени задает определенную игровую условность происходящему в группе, готовит участников к выходу за пределы житейской ограниченной реальности, способствует развитию рефлексивных процессов. Только апробирование «чужого» имени позволяет осознать и принять полностью свое собственное имя. А теперь представимся друг другу. Сделаем так, чтобы сразу и прочно запомнить все игровые имена. Первый участник называет свое имя, второй – свое и имя предыдущего, третий – своё и мена 2 предыдущих и т.д. последний таким образом должен назвать имена всех членов группы, сидящих перед ним. Записывать имена нельзя. Если вы забыли чьё-то имя, то произносите «Баранья голова» — конечно, имя ввиду себя. Называя имя человека, обязательно смотрите ему в глаза. Дополнение: можно использовать в начале следующего дня с дополнением – «моё главное достоинство, моя мечта, предмет моей гордости». Группа стоит в кругу. Каждый по очереди делает шаг вперед и произносит своё имя в той форме, которая ему самому нравится. После этого по сигналу ведущего все тоже делают шаг к центру и повторяют его имя. Сам участник не двигается и молча наблюдает. Вариант Разминки для тренинга № 3 «Имя — движение». Участники по очереди произносят свои игровые имена + сопровождают характерным жестом. за-тем все хором повторяют имя и движение. Вариант Разминки для тренинга № 4 «Взаимные презентации» А) Участники разбиваются на пары. Дается 10 минут на то, чтобы рассказать друг другу о себе как можно подробнее – ведь вам предстоит представлять своего партнера группе. Предполагаемые вопросы: что я жду от работы в тренинге, что я ценю в самом себе, предмет моей гордости, что я умею делать лучше всего, что вас объединяет с вашим партнером. Б) один их членов пары сидит на стуле, второй стоит за его спиной, положив руки ему на плечи. Стоящий говорит от лица сидящего, называя себя именем партнера. В течение 1 минуты он говорит, играя роль сидящего своего партнера. После этого любой член группы может задать вопросы, на которые отвечать будет тоже стоящий. Например, какие качества ты наиболее ценишь в людях?
Упражнение заканчивается обсуждением чувств и мыслей участников. При этом важно уделить внимание 3 аспектам: способности учитывать время при презентации, способности верно и сжато передать полученную информацию и способности «вчувствоваться» в другого человека настолько, чтобы домыслить недостающую информацию. Оценка успешности твоей презентации своего партнера. Что ты чувствовал, когда твой партнер говорил от твоего имени? Участник представляет себя от имени другого человека. Например, дедушка рассказывает о своем внуке. Иван Иванович глазами соседки. Предмет рассказывает о хозяине. Каждый из участников берет в руки любой принадлежащий ему предмет и от лица этого предмета рассказывает о своем обладателе. Другие предметы могут задать ему любые вопросы о его хозяине. 2 последних варианта, когда человек рассказывает о себе в третьем лице, идентифицируясь с другим человеком или даже неодушевленным предметом, позволяет быть более раскованным и поделиться сокровенным. Имя, сестра (игра на знакомство) Игра очень хороша для новоиспеченных компаний, когда надо быстро наладить теплую дружескую атмосферу и личные контакты. Для игры потребуется покрывало. Весь коллектив разбивается на две команды, каждая из команд выделяет по одному представителю, назовем их ведущими (ведущими могут быть организаторы мероприятия). Последние при помощи покрывала, разделяют пространство помещения на две части, каждую из которых занимают команды, присаживаются на корточки, чтобы не было видно лиц. Необходимо, чтобы участники каждой из команд не имели возможности наблюдать события, происходящие «по ту сторону занавеса». От каждой из команд выделяется человек, который присаживается непосредственно напротив середины покрывала. На счет «три» ведущие опускают покрывало, и выигрывает та команда, чей представитель быстрее назовет имя противника (человека, который сидит напротив). Человек из проигравшей команды переходит в команду победитель. Игра, понятно, продолжается до тех пор, пока в какой-нибудь из команд не останется один человек. Ведущие быстрее запоминают имена участников, но у них и самая неприятная работа — поднимать с земли одеяло. Каждый придумывает себе имя сказочного героя. Рисует себе большую настольную визитку с именем, символом (волшебная палочка феи, шляпа Незнайки, бант Мальвины), девизом и прописывает главное достоинство и самую большую проблему данного героя. Игра «Величественное имя» С самого рождения и до ухода в иные миры у каждого из нас есть неизменный – как у Земли Луна – спутник: наше имя. И, подобно лунному свету, оно окутывает каждого тайной. Загадочна, не-объяснима власть имени. В любви мы повторяем любимое имя и взываем к любимому через его имя. И молятся, и проклинают через произнесение имени. И нет границ жизни имени, нет меры для его могущества. Силы, заложенные в имени человека, помогают преодолевать трудности и распознавать истоки радости, вдохновения, мудрости. Эти силы – двигатель человеческого роста. Но в тоже время может быть и источником опасности, ибо в каждом звуке имени сокрыты также силы, которые при невнимательном отношении могут разрушить созидательное начало. Однако принятие этих сил, пристальное внимание позволяет приобрести особенную силу. Одного восточного принца звали Джумбер. Стремясь осознать скрытый смысл своего имени, он размышлял над значением первого звука – «Д» — и понял, что его ведут по жизни доброта, Дерзание и Долг. А требую особого внимания и внутренней работы Дерзость, Драчливость и Дурь. Давайте поразмышляем над скрытым смыслом наших величественных имен. Для начала откроем тайну первого звука нашего имени. Например, Михаил, и мне приходит на помощь Мудрость и Мужество. А могут навредить мелочность и мягкотелость. Игорь – Искренность и Ироничность, инертность и импульсивность. Пожалуйста, у вас есть время, чтобы понять смысл, скрытый в пер-вой букве вашего имени. На это задание отводится 3 минуты, по истечении которых вы расскажете о своих находках. Спасибо вам за искренность. Имя – это не простое сочетание букв. В нем каждый звук находится на своем особенном месте и образует нечто целое, неповторимое и ценное. Давайте попробуем открыть значение каждого звука нашего имени. Вот как это сделал в далекие времена уже знакомый нам принц Джумбер: Я – ДЖУМБЕР, носитель гордого и светлого имени. Его дали мне при рождении, наградив меня Д обротой, Ж изненной силой, У мом, М ужеством, Б огатством, Е стественностью, единством с природой, Р адостью. Мое имя ведет меня по жизненному пути, позволяет Д остойно принимать Ж изненные уроки, У чить быть спокойным и М удрым перед болезнями и войнами, Б еречь свои силы для новых дел и начинаний, Е жедневно приумножать духовные богатства, Р исковать обдуманно и безмятежно!
Воистину, я – обладатель величественного имени!
Вопросы для обсуждения: 1. какие чувства вы испытывали, играя со своим именем? 2. что нового узнали о себе и о других благодаря этим играм?
Классическое Знакомство. Классическое Знакомство проводится круговым опросом. На флипчарте пишем для участников (можно в устной форме): «1. Зовут меня… 2. Работаю…» — любые варианты, отвечающие на вопрос «Кто Я?». Допустимы краткие творческие дополнения. Например, «В свободное время я предпочитаю….» «Вы не поверите, что я…» «Я думаю, что я… Другие думают, что я… На самом деле я…» Открытки. Тренер предлагает участникам выбрать по 1 открытке. Открытку выбирают согласуясь с темой«Я в профессии», она может быть или ассоциацией, или визуальной поддержкой, или подходящим примером. Участники по очереди демонстрируют выбранную открытку и рассказывают о себе в профессии. «На открытке…. как и я….» Зашифрованное Имя. Тренер раздает чистые карточки-листки. Предлагает участникам написать в столбик свое имя (обычно короткий вариант) и дописать на каждую букву своего имени – прилагательное, характеризующее автора. Одним Словом. Тренер предлагает участникам написать на карточках творческое определение себя как профессионала, или ассоциацию. Тема «Я – одним словом». Участники пишут слово-ассоциацию на стандартной модерационной карточке, крупными буквами, цветным маркером. Затем размещают карточку на флипчарт (тренер заранее пишет заглавие «Я – одним словом») и коротко объясняют почему так себя назвали. Паровозик Имен. Участникам по кругу называют имена следующим образом: 1-ый участник называет свое имя и придумывает на первую букву своего имени слово, характеризующее его (например Лена — ласковая, Дима — добрый); 2-ой участник называет имя 1-го с его «характеристикой» и говорит свое; 3-й участник называет имена 1-го, 2-го с «характеристиками», затем говорит свое и т.д. Моя вторая жизнь. Тренер предлагает участникам представить, что по окончании этой жизни можно прожить еще одну. Точно такую же прожить нельзя. Можно выбрать жизнь с другой профессией или даже жизнь как у конкретного человека. «Свою вторую жизнь я бы прожил как…» На карточке нужно написать одно или два слова, продолжив данное предложение. Слово пишется крупными печатными буквами, цветным маркером. Затем тренер собирает карточки, смешивает их, и просит участников определить-отгадать где чья жизнь. Написавший рассказывает, почему именно эта жизнь. Корпоративный Стандарт. Тренер предлагает участникам продолжить 2 предложения. «Многие знают, что я… Но мало кто знает, что я…». Вариант: Тренер разбивает участников на пары или тройки. Участники рассказывают в группе о себе. Затем каждый представляет соседа уже для всех участников тренинга по принципу: «Многие знают, что он (она)…. Но мало, кто знает, что он (она)». Визитка. Тренер предлагает создать проект «Личной Визитки». В визитке указаны ф.и.о. или прозвище. Хобби, характеристика, интересное замечание. Участники придумывают и рисуют личный логотип. Пишут девиз. Также могут быть написаны — профессия, должность, адрес и телефон (можно вымышленный), адрес сайта (например showrooms.ru/). Метафора. Тренер предлагает создать метафору, сравнительную аналогию на тему «Я в профессии» или «Я в своем деле». Например, «Я в своем деле, как царь горы». Метафоры должны быть позитивными. Участники могут передать метафоры по кругу. «Я в своей профессии как рыба в воде» — «Игорь в своей профессии как рыба в воде, а я — как боксер на ринге» — «Игорь в своей профессии как рыба в воде, Лена — как боксер на ринге, а я — как компьютер на бирже» и т.д. По завершении круга участники делятся впечатлениями. Закрытый Клуб. Тренер предлагает участникам представить себя кандидатами в Закрытый Частный Клуб. С традициями. Только для Избранных. Не всякого возьмут. Участники делятся на группы по 2-3 человека и рассказывают о себе внутри группы. Затем составляют небольшую речь «Рекомендацию» на соседа для принятия его в Клуб. Речь: «ФИО — (характеристика, особенности…)… В своей жизни…. Настоятельно рекомендую принять его в Наш Клуб!» За того парня. Тренер делит группу на пары. Участники рассказывают друг другу о себе, затем меняются бэйджами. Один представитель пары, с бэйджем другого, становится за спинкой стула партнера и кладет последнему руки на плечи. Представляется: «Я, (называет имя партнера), работаю там-то (должность, компания). ……. Буду рад ответить на Ваши вопросы». Остальные участники задают вопросы из самых разных областей, профессиональных и личных. Отвечающий должен ответить вне зависимости знает или нет он точный ответ. По завершению, сидящий на стуле, за которого только что отвечали, делится с группой – какой был процент попаданий. Через 15 лет. Тренер делит участников на пары. Предлагает придумать, что интересное, интересное или оригинальное, или даже полезное для мира мог бы через 15 лет сделать его партнер. Участники коротким рассказом продолжают фразу «Моя интуиция подсказывает мне, что через 15 лет, …(Имя) может…. Мне показалось так потому, что…» Кто я?
Цель: Упражнение особенно подходит для первого занятия и является хорошим способом «сломать лед» и быстро познакомить участников друг с другом. Участники получают следующую инструкцию: Напишите в столбик цифры от 1 до 10 и десять раз ответьте письменно на вопрос: «Кто я?» Используйте характеристики, черты, интересы и чувства для описания себя, начиная каждое предложение с местоимения («Я-…»). После того как закончите составлять этот перечень, приколите листок бумаги на видном месте на груди. Затем начинайте медленно ходить по комнате, подходите к другим членам группы и внимательно читайте то, что написано на листке у каждого. Не стесняйтесь комментировать перечни других участников. В качестве варианта каждый член группы может громко прочесть свой перечень остальной группе.
знайомство на тренінгу
Коментарі
Дописати коментар